Олег ЕРЕМИН: «Дом посреди поля никому не нужен»

Еще недавно в Пушкинском районе не было массового жилищного строительства. Это одна из немногих городских территорий, где есть изрядные запасы свободных земель. Компания «БАЛТРОС» уже реализует здесь два крупных жилых проекта. О преимуществах района и сложностях комплексного освоения участков рассказывает президент ООО «БАЛТРОС» Олег ЕРЕМИН.
 
– Олег Николаевич, когда вы начали работать в Пушкинском районе и почему именно здесь?
 
– Участки для проектов «НОВАЯ ИЖОРА» и «СЛАВЯНКА» мы купили в 2004 году. Тогда мы решили заниматься комплексным освоением территорий. Небольшие пятна для строительства одного-двух домов нас не интересовали, и мы искали крупные наделы площадью не менее 100 га, которые можно было бы развивать в инженерном и градостроительном плане.
 
Кроме того, решили не получать землю у города, а приобрести ее в собственность. Так получилось, что большинство частных площадок, пригодных для строительства, находится именно в южной части Петербурга, в том числе и в Пушкинском районе.
 
Уже тогда было понятно, что в перспективе до 2015-2020 годов это будет один из самых динамично развивающихся в градостроительном отношении районов. Генеральный план предусматривает здесь много территорий для строительства жилья, создания складских объектов, автомобильного кластера и т.д.
 
– Предложения в соседних районах не рассматривали?
 
– Мы сравнивали выбранные участки с теми, которые город предлагал в 2004-2005 гг. для комплексного освоения. Например, с территорией «Балтийской жемчужины». Изучали «Северную долину» — тоже большой проект, сопоставимый с нашим по площадям. Рассматривали Сосновую Поляну: там есть крупный надел под жилищную застройку, примыкающий к Петродворцу. В результате остановились на Пушкинском районе. Мы сделали вывод, что эти участки мы сможем в реальные сроки и за приемлемые деньги обеспечить инженерией.
 
– То есть решающим был вопрос инженерии?
 
– А он всегда решающий. Дом посреди поля никому не нужен. Необходимо, чтобы к моменту ввода в эксплуатацию жилье было обеспечено всей инфраструктурой. По нашим оценкам, на остальных территориях затраты на инженерию были бы выше.
 
– В Пушкинском районе есть достаточный резерв мощностей?
 
– Дело не в резерве. Например, для обеспечения водой наших районов пришлось построить водовод длиной 12 км — фактически от Колпино до Пушкина. Такой же длины и канализационный коллектор, плюс мощная насосная станция. Резервов по электроснабжению не было: это энергодефицитный район. Поэтому мы одни из первых в стране построили подстанцию и присоединились к линиям 220 киловольт Федеральной сетевой компании.
 
Сейчас в «Новой Ижоре» готовы все внешние сети и часть внутриквартальных. Все дома первой очереди подключены к воде, канализации, газу, электричеству и даже оптико-волоконной связи. В «Славянке» внешние сети готовы на 95%, межквартальные — строятся. Если возводить один-два дома, то затраты на сети были бы неподъемными. А для крупного комплекса (у нас только в «Славянке» около 1 млн кв.м) расходы будут оправданы.
 
Кроме того, водовод мы строили вместе с городом. Его должны продлить до Пулковских водоводов. Нам нужно 25 000 куб.м воды в сутки, а труба рассчитана на 330 000 куб.м в сутки — на 1 млн жителей. Она обеспечит не только Пушкин, но и Красное Село, Юго-Запад, Стрельну, Петродворец. Это часть серьезного стратегического проекта по развитию системы водоснабжения и водоотведения южной части Петербурга. Электроподстанция снабдит электричеством не только наши проекты, но и другие дефицитные районы.
 
– Договариваться с федеральными монополистами было сложнее?
 
– С одной стороны, да. Мы одни из первых, кто построил такую подстанцию не для промышленных нужд, а для обеспечения жилья. Все было в новинку. С другой — проще. Взаимоотношения с «Ленэнерго» складывались непросто. Мы заплатили аванс, потом поняли, что электричества не получим: энергетики не выполняли договор. В итоге нашли другое решение, а деньги удалось вернуть в досудебном порядке.
 
– А как обстоят дела с социальной инфраструктурой?
 
– Это общегородская проблема, и Пушкинский район — не исключение. В наших проектах предусмотрены все необходимые социальные объекты. Они включены в адресные перечни администрации, но пока жесткого графика строительства нет. Школы, детские сады и т.д. должны финансироваться за счет городской казны. Иначе эти затраты придется перекладывать на тех, кто покупает жилье — это неправильно, ведь объекты капиталоемкие (качественная школа стоит более 500 млн рублей). Мы готовы передать городу участки и согласованную проектную документацию, чтобы бюджет профинансировал только стройку.
 
Если бы не кризис, мы бы сами возвели, например, школу, а город бы ее выкупил. Но для этого нужны значительные средства, требуется кредит, а бюджет выкупает объекты по себестоимости, в которую не вписываются банковские проценты. Однако мы все же надеемся на помощь города в решении этих вопросов.
 
– В чем преимущества района?
 
– Конечно, близость парков и дворцов Пушкина и Павловска. Если царские особы строили здесь резиденции, значит, были на то причины. Кроме того, в районе мало заводов.
 
– Однако здесь уже действуют и строятся новые промышленные объекты. Это скажется на привлекательности территории?
 
– По Генплану промышленную и жилую зоны разделяют километров десять. Поэтому негативного влияния производство не оказывает. Даже наоборот, когда живешь в 10 километрах от работы — это совсем неплохо.
 
– Свободные земли для застройки в районе остались?
 
– Район по-своему уникален. Здесь в черте города оказались значительные сельскохозяйственные участки, которые попали в частную собственность. И их здесь почти 300 кв.км. Часть, конечно, развиваться не будет, поскольку попадает в зоны подлета аэропорта Пулково, защитные зоны промышленных объектов и т.п. Часть останется на перспективу — для развития после 2015 года. А остальные земли по Генеральному плану предназначены под жилье, под общественно-деловые объекты и т.д. Одни из самых привлекательных — это участки совхоза «Ленсоветовский».
 
В районе есть зоны для малоэтажной, многоквартирной и индивидуальной застройки. Он один из самых больших по площади, а активно строить здесь начали только в последние годы. В большинстве других районов свободных территорий просто не осталось.
 
– Какое жилье здесь будет востребовано?
 
– Самое разное. Есть места, где можно возвести и доступное (хотя пока никто не объяснил, что это значит), и дорогое жилье. Например, в окрестностях Павловска есть красивые участки с уникальным ландшафтом, где уместны элитные объекты. Хватает территорий и для жилья массового спроса.
 
Пушкин будет обрастать спальными кварталами, как в свое время Петербург. Вопрос в том, какие это будут кварталы. Я полагаю, что в районе должно превалировать малоэтажное строительство. Я не против небоскребов, но специфика у Пушкинского района другая. Возьмите большие европейские города. Там есть центральная часть с высотками и предместья, о которых у нас много говорят. Индивидуальное жилье, пусть с небольшим, но со своим участком. Это особая среда обитания.
 
Я глубоко убежден, что и мы к этому придем. Уже сейчас опросы российских покупателей показывают, что при прочих равных они выбрали бы свой дом. Например, в Германии очень многие живут в 60-70 км от работы, но при развитой дорожной сети поездка занимает 25-30 минут. А у нас это целая трагедия. Хотя Москва уже так живет: люди добираются до работы 50-100 км.
 
– А как быть с транспортной ситуацией?
 
– Южные районы (Пушкинский, Колпинский) в перспективе до 2015 года будут самыми благополучными с этой точки зрения. В последние годы построены продолжение Витебского проспекта, южное полукольцо КАД. Недавно завершена пробивка Софийской улицы до Колпинского шоссе, что уже сильно упростило дорожную ситуацию.
 
Планируется расширить Московское шоссе, ремонтируется и расширяется Пулковское. Получаются четыре магистрали, по которым можно проехать в южные районы. В отличие от севера города, который хоть и считается престижным, но с точки зрения транспортной доступности — это что-то. Сам живу на улице Савушкина, до работы ехать 12 км, а тратить на дорогу приходится час, а то и больше.
 
Сейчас из «Новой Ижоры» до КАД можно добраться за 10 минут. А если на Витебском вокзале сесть на электричку, то через 25 минут окажешься в центре Пушкина. В конце 1970-х, когда начинали застраивать район Комендантского проспекта, это казалось ужасно далеко. У меня даже знакомые-очередники, которым предлагали там квартиру, отказались: это была глушь. Когда-то так же думали про Гражданку. Чтобы изменить это мнение, нужно просто обеспечить район транспортом.
 
– Уже присматриваете новые участки в Пушкинском районе?
 
– Пока работаем над нынешними проектами. Их хватит еще на несколько лет. Потом будем смотреть по обстановке. Однако район, безусловно, интересен.

Недвижимость и строительство Петербурга , 40
(12.10.2009)